Возможности транспортных коммуникаций жителей г.Ковдора и наших гостей с внешним миром довольно скромные по современным понятиям.
Авиасообщение
Самолётом не улететь. Прямо из города Ковдора не улететь никак. Аэропорт погиб в начале 90-х, накрытый медным тазом перестройки. Раньше был маленький аэропорт ( см. наши фото), на старом надёжном "кукурузнике" АН-2 мы иногда летали до г. Кировска, а там уже пересаживались на более крупные модели АН-24 и летели в Ленинград, Петрозаводск, Москву. В 1985 году у местных властей разгорелся аппетит расширить взлётную полосу аэропорта для приёма тех же АН-24 и даже ЯК-40, чтобы прямо из Ковдора махнуть и в Мурманск и в те же Петрозаводск, Москву, Питер, но..... Областные власти пока только ещё шуршали бумагами планов, проектов и смет, и милостиво махнули рукой КГОКу, разрешая помочь строительству взлётной полосы. Деятельный энтузиаст А.И. Сухачев отправил на лётное поле бульдозеры и прочую горно-рудную технику комбината, уверенный, что потом организаторы этого дела оплатят все работы. Самосвалы возили дроблёную вскрышу, щебень и прочие тяжести, трактористы всё это разровняли, лесорубы деревья вырубили, поляну в грубом виде подготовили. И всё. Никто ничего не оплатил, идея сдохла. На поляну иногда ещё садились вертолёты лесоохраны, пожаротушения и прочих аварийных служб. Но граждане города остались совсем без авиации.
Сегодня, чтобы воспользоваться услугами авиации, ковдорчанин должен на рейсовых автобусах или частном авто-транспорте добраться до аэропорта в Мурмашах, областного центра (около 340-350 км) или до аэропорта в Кировске (150-160 км) и лететь себе куда угодно (в соответствии с расписанием полётов). Также и обратно, в Ковдор. Это, что касается авиасообщений.
Теперь - железная дорога.
Ветка Пин-озеро - Ковдор, длиной 117 км была проложена сначала в 1941 году и тут же разобрана по известным причинам. Потом восстановлена в 1953-м для нужд начала стройки города и комбината. Товарные вагоны мотались по ней активно, в соответствии с нуждами народного хозяйства. Пассажирский состав до станции Кандалакша ходил ежедневно и строго по расписанию, начиная с 1956 года. Особенно плотное движение было в 70-80-е годы. Состав был, как правило из 5-6-7 вагонов, а в пору отпусков и более, плюс почтово-багажный вагон. И ещё работала контейнерная станция для нужд предприятий и частных граждан. Пригородный поезд Ковдор - Кандалакша отправлялся ежедневно в 16-00, проходил со всеми остановками: Лейпи, Куропта, Ёна, Уполокша и прочие. И иногда, даже вполне обыденно, останавливался посреди леса, если рыбаки, железнодорожные путейцы или лесорубы махнут ему рукой. Обратно, в Ковдор он выходил обычно в 8-20 утра из Кандалакши. Потом вагонов становилось всё меньше, а потом и дней в расписании осталось мало - то есть один: пятница. И вагон один, и людей в нём чуть-чуть более одного, а иногда и менее. Причём данные эти сообщаются по состоянию на 2015 год. Сегодня интернет на наличие пригородного расписания по ст.Ковдор ответа не дал. Нет больше пассажирских перевозок от вокзала г. Ковдора (хотя здание в 2022 году и отреставрировали).
О перспективах поездок на ковдорском метро тоже, скорее всего, распространяться преждевременно.
Остаётся автотранспорт. И, исходя из всего, вышеизложенного, - это единственный способ транспортного сообщения жителей Ковдора с внешним миром.
Общественный транспорт (автобусы) встречаются на городских улицах редко. Это служебные автобусы, перевозящие своих работников до места работы и обратно. У них есть свой маршрут, расписание и остановки по пути следования. Случайный прохожий тоже может прокатиться до проходной комбината, слава Богу, билетов покупать не надо - оплачивают все услуги собственники предприятий и ведомств.
Междугородние автобусы отправляются в основном с площадки на ул.Чехова-4. Вот расписание по состоянию на конец 2018 года:
номер | маршрут | отправление из Ковдора | отправление обратно |
228 | АПАТИТЫ (микроавтобус) | 05-00 (пон) 08-00 (вт. чт. пт. вскр.) | 16-30 (кроме ср. и субботы) |
229 | КАНДАЛАКША (микроавтобус) | 11-00 и 22-00 (ежедневно) | 06-30 и 16-30 (ежедневно) |
244 | МУРМАНСК (ч\з Мончегорск) | 05-45 (кроме чтв. вскр.) | 16-20 (кроме среды и субботы) |
244 | МУРМАНСК (микроавтобус) | 04-30 (ежедневно) | 15-00 (ежедневно) |
244 | МУРМАНСК (микроавтобус) | 06-00 (пн.ср.чт.пт.сб.) | 15-30 (пн.ср.чт.пт.сб) |
пригородные автобусы, отправляющиеся от районной больницы.
маршрут | отправление из Ковдора | отправление обратно |
Ёнский | 08-00 и 15-00 (ежедневно, кроме воскресенья) | 08-00 и 15-00 (ежедневно, кроме воскресенья) |
Ёна | 13-30 (по будням) | 10-10 (по будням) |
Риколатва |
06-30 (ежедневно) 13-00 (пт.сб) 15-00 (пн.вт.ср.чт.) 16-00 (вск) 17-00 (пт.) |
08-00 (ежедневно) 14-30 (пт.сб.) 16-30 (пн.вт.ср.чт.) 17-30 (вск) 18-30 (пт.) |
А, в основном, народ, конечно же, добирается до нужного места своим собственным личным авто-транспортом, в крайнем случае, - вскладчину с друзьями. И до Мурманского аэропорта, и до станций Кандалакша и Полярные Зори до поездов дальнего следования, и на рыбалку, и по грибы. А там уже и в ближнюю Финляндию, и до Питера, и до Москвы, и даже в Крым многие себе позволяют рвануть в отпускное время. Или не многие?