Возможности транспортных коммуникаций жителей г.Ковдора и наших гостей с внешним миром довольно скромные по современным понятиям.
Авиасообщение
Самолётом не улететь. Прямо из города Ковдора не улететь никак. Аэропорт погиб в начале 90-х, накрытый медным тазом перестройки. Раньше был маленький аэропорт ( см. наши фото), на старом надёжном "кукурузнике" АН-2 мы иногда летали до г. Кировска, а там уже пересаживались на более крупные модели АН-24 и летели в Ленинград, Петрозаводск, Москву. В 1985 году у местных властей разгорелся аппетит расширить взлётную полосу аэропорта для приёма тех же АН-24 и даже ЯК-40, чтобы прямо из Ковдора махнуть и в Мурманск и в те же Петрозаводск, Москву, Питер, но..... Областные власти пока только ещё шуршали бумагами планов, проектов и смет, и милостиво махнули рукой КГОКу, разрешая помочь строительству взлётной полосы. Деятельный энтузиаст А.И. Сухачев отправил на лётное поле бульдозеры и прочую горно-рудную технику комбината, уверенный, что потом организаторы этого дела оплатят все работы. Самосвалы возили дроблёную вскрышу, щебень и прочие тяжести, трактористы всё это разровняли, лесорубы деревья вырубили, поляну в грубом виде подготовили. И всё. Никто ничего не оплатил, идея сдохла. На поляну иногда ещё садились вертолёты лесоохраны, пожаротушения и прочих аварийных служб. Но граждане города остались совсем без авиации.
Сегодня, чтобы воспользоваться услугами авиации, ковдорчанин должен на рейсовых автобусах или частном авто-транспорте добраться до аэропорта в Мурмашах, областного центра (около 340-350 км) или до аэропорта в Кировске (150-160 км) и лететь себе куда угодно (в соответствии с расписанием полётов). Также и обратно, в Ковдор. Это, что касается авиасообщений.
Теперь - железная дорога.
Ветка Пин-озеро - Ковдор, длиной 117 км была проложена сначала в 1941 году и тут же разобрана по известным причинам. Потом восстановлена в 1953-м для нужд начала стройки города и комбината. Товарные вагоны мотались по ней активно, в соответствии с нуждами народного хозяйства. Пассажирский состав до станции Кандалакша ходил ежедневно и строго по расписанию, начиная с 1956 года. Особенно плотное движение было в 70-80-е годы. Состав был, как правило из 5-6-7 вагонов, а в пору отпусков и более, плюс почтово-багажный вагон. И ещё работала контейнерная станция для нужд предприятий и частных граждан. Пригородный поезд Ковдор - Кандалакша отправлялся ежедневно в 16-00, проходил со всеми остановками: Лейпи, Куропта, Ёна, Уполокша и прочие. И иногда, даже вполне обыденно, останавливался посреди леса, если рыбаки, железнодорожные путейцы или лесорубы махнут ему рукой. Обратно, в Ковдор он выходил обычно в 8-20 утра из Кандалакши. Потом вагонов становилось всё меньше, а потом и дней в расписании осталось мало - то есть один: пятница. И вагон один, и людей в нём чуть-чуть более одного, а иногда и менее. Причём данные эти сообщаются по состоянию на 2015 год. Сегодня интернет на наличие пригородного расписания по ст. Ковдор ответа не дал. Нет больше пассажирских перевозок от вокзала г. Ковдора (хотя здание в 2022 году и отреставрировали).
О перспективах поездок на ковдорском метро тоже, скорее всего, распространяться преждевременно.
Остаётся автотранспорт.
И, исходя из всего, вышеизложенного, - это единственный способ транспортного сообщения жителей Ковдора с внешним миром.
Общественный транспорт (автобусы) встречаются на городских улицах редко. Это служебные автобусы, перевозящие своих работников до места работы и обратно. У них есть свой маршрут, расписание и остановки по пути следования. Случайный прохожий тоже может прокатиться (но только до проходной комбината), слава Богу, билетов покупать не надо - оплачивают все услуги собственники предприятий и ведомств.
Междугородние автобусы отправляются в основном с площадки на ул.Чехова-4. Вот расписание по состоянию на конец 2018 года:
номер | маршрут | отправление из Ковдора | отправление обратно |
228 | АПАТИТЫ (микроавтобус) | 05-00 (пон) 08-00 (вт. чт. пт. вскр.) | 16-30 (кроме ср. и субботы) |
229 | КАНДАЛАКША (микроавтобус) | 11-00 и 22-00 (ежедневно) | 06-30 и 16-30 (ежедневно) |
244 | МУРМАНСК (ч\з Мончегорск) | 05-45 (кроме чтв. вскр.) | 16-20 (кроме среды и субботы) |
244 | МУРМАНСК (микроавтобус) | 04-30 (ежедневно) | 15-00 (ежедневно) |
244 | МУРМАНСК (микроавтобус) | 06-00 (пн.ср.чт.пт.сб.) | 15-30 (пн.ср.чт.пт.сб) |
пригородные автобусы, отправляющиеся от районной больницы.
маршрут | отправление из Ковдора | отправление обратно |
Ёнский | 08-00 и 15-00 (ежедневно, кроме воскресенья) | 08-00 и 15-00 (ежедневно, кроме воскресенья) |
Ёна | 13-30 (по будням) | 10-10 (по будням) |
Риколатва |
06-30 (ежедневно) 13-00 (пт.сб) 15-00 (пн.вт.ср.чт.) 16-00 (вск) 17-00 (пт.) |
08-00 (ежедневно) 14-30 (пт.сб.) 16-30 (пн.вт.ср.чт.) 17-30 (вск) 18-30 (пт.) |
***примечание*** - Сведения о расписании движения пригородных автобусов по состоянию на сегодняшний день мы решили не обновлять (всё есть в онлайне). А это расписание 2018 года оставим, как уже исторический раритет.
*****
А, в основном, народ, конечно же, добирается до нужного места своим собственным личным авто-транспортом, в крайнем случае, - вскладчину с друзьями. И до Мурманского аэропорта, и до станций Кандалакша и Полярные Зори до поездов дальнего следования, и на рыбалку, и по грибы. А там уже и в ближнюю Финляндию, и до Питера, и до Москвы, и даже в Крым многие себе позволяют рвануть в отпускное время. Или не многие?